Вступительное слово (№8: поэзия)

Каждый поэт находит свой способ выйти на контакт с миром. Это мы видим и в поэтической части восьмого номера «НАТЕ». Ерог Зайцвé выбирает миниатюрную форму и с ее помощью перерабатывает громады языка, открывая в них новые «окна и двери». При этом его высказывания попадают в нутро нашей эпохи, то самое, которое на самом деле нутро любой эпохи. Даже когда кажется, что он просто играет со словами. Если отдельные тексты Ерога Зайцве похожи скорее на лозунги из сердца времени, то стихотворения Матвея Цапко больше напоминают слепок с души современного человека, для которого особенно актуальны вопросы о жизни в замкнутом пространстве, а также о важности взаимности в мире этих самых замкнутых пространств. Переходящие из текста в текст мотивы и образы, а также включение миниатюр, двустиший и даже одного «безстишия» в подборку Матвея Цапко, позволяют воспринять ее как целостную поэму, историю одного лирического субъекта, что помогает нам еще сильнее поверить в искренность автора. Взаимность исследуется и в текстах Дарьи Сотниковой. В страшном мире, не дающем уверенности даже в собственном ближайшем будущем, другой человек, который тоже по-своему страшен хотя бы потому, что он — другой, становится тем, через кого лирический субъект общается с миром. Для мира текстов Матвея Будякова также важен образ другого, однако, последний почти лишен черт, описывается через местоимения, его качества мимолетны. В основном другой служит некой точкой зрения, отличной от точки зрения лирического субъекта. Этим новым взглядом можно посмотреть как на самого себя, так и на остальной мир, и увидеть то, что раньше было сокрыто. В целом, подборка Матвея Будякова разнообразна и тематически, и образно, однако всё в ней, так или иначе, ложится в единую многокомпонентную картину.

Тексты Юли Ермаковой демонстрируют обостренную проблему потери связи с миром и с другими. Подключение зачастую осуществляется при помощи языка и говорения, которому мешают случиться разные препятствия. Однако, в отдельных стихотворениях голосу удается обрести временное спокойствие, опереться на что-то, но часто — на свою собственную веру в некие постоянства. Почву под ногами ищет и Павел Остапенко — и находит ее с помощью «причудливого» осмысления действительности. Благодаря фантазии автора и выбранной им интонации события и состояния, обычно воспринимаемые как проблемные, оказываются не такими страшными. Это не значит, что они становятся пустяковыми — наоборот, именно так в них можно найти материал для созидания. Лирический субъект Евгении Карасевой находится в гармонии с миром, даже срастается с ним. Но и в этом слиянии обнаруживается не только плодотворность и защищенность, но и некая хрупкая болезненность.

Илья Склярский (составитель раздела)

05.02.2024