«Пройдемте в следующий зал…»

(Евгений Кремчуков. Облако всех. — М.: «Воймега»; Ростов-на-Дону: «Prosodia», 2023. — 84 с.)

«Облако всех» — маленькая литературная усадьба, открытая Евгением Кремчуковым где-то между детством и взрослым сегодня. Добираться до нее нужно через Смоленск, Питер, Ясную Поляну и еще пару красивых и сердечно дорогих пунктов. Можно проще: через литературно-облачные залы его новой поэтической книги.

Женя — хранитель созданного им самим и, главным образом, для себя ретро-пространства. Всё, что связано с памятью, хранением личной и культурной информации, — его тема, любовь и творческая миссия. В «Облаке…» он создал поэтическое движение, и эти переходы от поэзии к медленной прозе еле уловимы. В недавнем «Волшебном хоре» Евгению нужна была жесткая прозаическая сетка, строки, заполняющие страницу от и до. Там, где он ее рвал, получалась мощная поэзия — поэзия громкого голоса. Что вообще для Жени-поэта не свойственно. Он негромкий, когда в поэтическом потоке.

«Облако всех» — это три иммерсивных зала, в каждом из которых мы останавливаемся, чтобы рассмотреть реальные интерьерные конструкции (в каком-то булгаковском измерении — то расширяющемся, то сжимающемся), предметы, акварели, альбомные листы под стеклом, фотографии. Хранитель, смотритель, он же экскурсовод-поэт обо всём расскажет мягко, в мягких же полусумерках. Ни в одном зале не будет слепящего солнечного или лампового яркого света: так задумано. Так память спокойнее и точнее. В таком освещении предпочтительнее появляться поэтам, друзьям. Тем, кем строки вдохновлены или кому посвящены.

…Зал первый, «Полароид». Название подсказано (придумано) предметом-образом из стихотворения «Колесо обозрения»:

         <…>

          в чей свет на взрослый полароид

          мой детский мир запечатлён

Мгновенный отпечаток мелькнувшего мгновенья — странный синтез сверхпоэтичности и гиперпрозаичности. Фотоаппарат сразу, без раздумий, выдал снимок новейшей прошлой жизни. Для этого понадобились только правильно соединенные детали и плотная бумага. Без магии.

У поэта есть возможность и с полароидом оставаться немного магом. К примеру, в «Тридевятом царстве» можно сделать многоснимков из окна. Но приложи любой к метели — и он подойдет по контуру. Метель в феврале — она такая: метет во все пределы, оставаясь всё той же. Поэт К. послушен метели пушкинской, булгаковской, пастернаковской:

у камина у плиты

посидим в тепле

мне одна осталась ты

в этом феврале

свет ли выключим — в метель

в тереме светло

если тридевять земель

мелом замело

Ретрофевраль на черно-белых снимках — хорош и как реплика по поводу прежних (знаменитых) февралей, и как сам по себе мир для двоих, которые не спят.

«7.11» — очень нежная и печальная история, обращенная к себе, замученному ноябрем. Или к кому-то, кто с ноябрем не справляется. Нежная, несмотря на «пьянь/хрень/дрянь». Перенести бы этот речевой живой экспонат в другой зал («Примечания к календарю»)! Но в конце появляется очень важный именно для первого зала кадр — сказочный, утешающий:

иди широко и зло

глядишь ввечеру Сверчок

отсыплет немного слов

что семечек в кулачок

Мудрый Сверчок — юному поэту Буратино: и слова в дар, и успокоение («за печкою поет сверчок…»).

И в этом же зале запечатленных мгновений, игр очарования и разочарований хранятся зеркала. Без них пространство безлико и неисторично. Вот одно из них:

загляни за мной в прабабкино зеркало

довоенной запотевшее ощупью

<«Верь мне…»>

Оно влечет в прошлое (в комнату с играми) и манит к настоящему, взрослому уже герою:

заходи ко мне останься

со мной

Многопредметность («таинственный хлам»-клад) первого зала прозрачна и не пыльна: декоративна, магична и памятна. И всё же пройдемте в следующий зал («позвольте всё же залу…»). Там многое договорено. Хоть и не всё сказано.

…Зал второй, «Примечания к календарю». Пролистываем месяцы и дни. Узнаем пушкинское аи из «Тридевятого царства» в январском послании «К ***».

В каждом примечании — секрет, любезность календарного листа. Или просто росчерк, подтверждающий, что лист прожит:

«так! утром первого становишься поэтом»

«я с мартом уже сторговался»

«пока еще сентябрьское тепло / последнюю являет благосклонность»

«в легких чертах его юность и май»

«и юные майские люди / по птичьему праву живут»

«тем и окончить — началом зимы / тема раскрыта скрываемся мы»

Этот зал справедливо сравнить с альбомом: где на стенах будто строки на память и карандашные рисунки, где ноябрьские офорты и кто-то «отлитый в латыни», где «дагерротип исчезнувшего века» и сонные крылышки мнемозины-бабочки (да, и Набоков…)

Зал «Примечаний» более мемориальный, чем зал «мгновенных снимков». Вспоминается больше, когда неподалеку женщина. Ее присутствие навевает забытые мотивы (ненастные онегинские, высветленные апрелем гамлетовские: «Я вышел в утра замысел прозрачный…»). Автор позволил легким шагам и легкому дыханию быть здесь… В этой зале

В зале «Сообщения» поэт строже и пристальнее — к себе. Не эгоизм: то иго (или голос) призвания. Вот он, вновь погружаясь в романный гул «Волшебного хора» с приглушенным «я-voce», исследует в себе нелегала:

Не всякий раз но иногда с утра

я появляюсь до конца не разобра

в которое из собственных имён

сегодня погружён

<«Нелегал»>

А прощаясь с залом, признается себе в своем единственном (верном, слышащем, оберегающем) читателе:

живёт он в своей избушке-однушке

все эти годы

и все эти годы

мы играем в четыре руки

в единственное стихотворение

<«Единственный читатель»>

Так, интимно и «одно и то же», можно играть только божественно бесконечного Шуберта. Такой музыкально-общительный ключ подобрался к поэзии придуманного Евгением Кремчуковым «серебристого» века, в последнем зале «Облака…»

05.02.2024