Лепет

Комментирует Нурия Гайнутдинова[1]:

Тексты Андрея Любченко с первых строк обращают взгляд читателя на выход лирического субъекта за рамки собственно поэтических строк и его разговор через внеположенное художественному пространству — пространство текстового листа, пробелы — значимое отсутствие — между слов, просвечивающее сквозь них трепетное лепетание. Так, в открывающем подборку стихотворении, хотя кажется, что нет ничего — само уплывающее нет всё же есть и утверждается тройным автоповторением, самоуказанием на свет в темноте. Отличительной чертой поэтики Любченко становится работа с заголовками — их говорение с самим текстом: сказка становится былью, — заголовок не только перекликается со стихотворением, но встраивается в лирическое повествование. И как бы ни было становится здесь не обыкновенным выведением части первой строки, но — в сопричастности к конструированию текста и текста как бытия, которое складывается в том числе характерными множественными повторами — еще одним подчеркиванием-указанием, одновременно вынесенным вовне текста и с ним органично согласующимся. Примечательно, что повторы здесь не излишни, но, подобно обнажению в досаде сада «садовости» яблока, значимы для создания волнообразного движения текста и укладывания слов в текст любви, которая также носит у автора особый характер. Она движется через природность — к сниженному, даже низменному — вновь к прорастанию покоя «горсти воды», когда вода-воздух-вдох будто становятся единым проводником читателя через тишину-шелест к успокоенному сердцу. И главным чувством этого сердца — открытого, раны которого становятся ключом к любви через полное обнажение и разбирание по частям, — становится его пульсация.

17.01.2025


[1] Нурия Гайнутдинова — поэтесса, исследовательница поэзии. Публиковалась в журналах «Урал», «Нате» и в «журнале на коленке». Участница международного поэтического фестиваля «Living voices» и поэтических чтений в рамках проекта «Литреформа». Родилась в Казани, живёт и учится в Москве.