




Комментирует Владимир Коркунов[1]:
Валентин Трусов любит лес — это заметно и по его текстам, и по тг-каналу. Подобные чувства (которые он даже не думает скрывать) могут играть на руку стихотворению, а могут вредить, ведь искренняя любовь без должной рефлексии схлопывает дистанцию между автором и текстом.
Обращение к природе сегодня — не самый популярный поэтический выбор, когда в тренде социальные или политические коллапсы, предельно откровенное письмо о травме. И если у Пришвина или Паустовского лес объёмен, он дышит, с каждым словом добавляя разрешения/чёткости, то Трусов идёт другим путём: высушивая текст, пытаясь достичь эстетического эффекта не через представимое описание, а с помощью метафор, сопоставления маркеров леса как с самим собой, так и, например, с человеческой жизнью.
Это любопытный приём, однако стремительно конечный. Разумеется, любой метод может работать десятилетиями — взять, например, опыт Андрея Сен-Сенькова. Однако в текстах Андрея это компенсируется сюжетным разнообразием, принципиально не повторяющимся образами, концептами, как в книге о екатеринбургском доме-улитке, или совместных циклах с казахстанскими художниками, где картина и текст находятся в смысловом и художественном синкретизме.
Поэтическая «дендропоморфность» Трусова в некотором смысле очаровательна. И в качестве единичной подборки (или книги-концепте) его метод работает. Важнее, что дальше: новые пути «погружения в природу» или движение к менее верифицированным практикам.
Хорошее письмо — всегда раскачиваемый канон, а не следование по заезженной колее. Валентину важно преодолеть поэтическую осторожность, добавить дерзости. Видение мира, умение поймать красоту и сопоставить с другой красотой у него есть. Как и хороший вкус — это видно по кругу чтения, текстам, которыми он делится с читателями.
Важнее, как мне кажется, очертить родственный круг. Учесть натурфилософичные и языковые поиски Валерия Горюнова. Или тексты Павла Кричевского, ещё одного поэта, для которого природа является одной из важнейших доминант. И заняться огранкой голоса, поиском/нахождением узнаваемого места в поэтическое палитре. Это следующий шаг, который необходимо сделать, — и подборка в «Нате» тому порукой.

17.01.2025
[1] Владимир Коркунов — поэт, критик, кандидат филологических наук. Живёт в Москве.