Северная русалка в «реках» TikTok

Автор: Ирина Бондырева

У современной русскоязычной популярной музыки много проблем, но основная — в том, что внушительную её часть невозможно слушать, если дать себе труд разобрать текст. Часто он сумбурен, безграмотен, антипоэтичен и просто плохо написан. Сложно вспомнить, когда в последний раз становился популярным исполнитель, чьи стихи были бы хороши сами по себе, в отрыве от музыки и голоса. Мы не будем говорить о давно признанных коллективах и поэтах в музыке, которые завоевали свой авторитет десятилетия назад и по-прежнему радуют нас своими песнями: ясно, что тексты Юрия Шевчука, Сергея Калугина, Глеба Самойлова, Земфиры, Бориса Гребенщикова и многих других давно стали общепризнанным фактом нашей культуры, не менее значимым, чем весь корпус классической русской поэзии.

Отчасти традицию текстоцентричности в русской музыке продолжают рэп-исполнители. Яркими поэтами в этом жанре являются Мирон Фёдоров и Иван Алексеев, более известные как Oxxxymiron и Noize MC соответственно (оба признаны иноагентами), но о них сказано и написано уже многое, поэтому сегодня речь пойдёт не о них.

Мы уже посетовали на то, как сложно выделить молодую кровь в музыкальной поэзии, но ещё сложнее будет проделать это в отношении фолк-рока: первыми в голову придут «Мельница» и Пелагея, после некоторых умственных усилий — «Король и Шут», отчасти «Пикник», быть может… На этом у большинства ассоциативный ряд иссякнет. Возможно, кто-то воскликнет: «Что вы, а как же Канцлер Ги, Йовин, Тэм, Лора Бочарова, Екатерина Болдырева?». И пока вы с недоумением смотрите на эти загадочные имена, поясним: это исполнители «широко известные в узких кругах», то есть в среде ролевиков, толкиенистов, реконструкторов и просто любителей фэнтезийных миров. Чаще всего песни этих авторов записаны в кустарных условиях, исполнители могут быть наделены самыми разными вокальными данными, а музыкальная составляющая нередко оставляет желать лучшего. Популярными среди соответствующей аудитории эти песни становятся именно благодаря текстам. Такие песни, как правило, написаны по мотивам известных книг в жанре фэнтэзи — «Отблесков Этерны» В. Камши, Легендариума Толкиена, «Саги о Ведьмаке и Ведьмачке» А. Сапковского. Источников вдохновения может быть множество, в том числе нельзя игнорировать и просто легенды разных народов.

Судьба менестреля (так в ролевых сообществах называют поэтов-песенников), возможно, ждала бы и молодую певицу из Якутска, Анжелу Жиркову, которая, как и заведено в цеху менестрелей, самостоятельно пишет и музыку, и стихи для своих песен. Подобно многим артистам, певица больше известна под псевдонимом Green Apelsin. Она обрела популярность благодаря социальной сети TikTok, где громко заявила о себе, попав «реки», то есть рекомендации.  Именно так стала она известнее большинства своих старших коллег по жанру. Как же такое случилось? Конечно, здесь и технические причины, и доля удачи, но мы не будем разбираться в хитросплетениях алгоритмов соцсетей, а попробуем понять, что же отличает Green Apelsin от десятков, а может, и сотен подобных исполнителей.

Тексты Green Apelsin, по первому впечатлению, не привязаны ни к какому фандому — то есть известному первоисточнику — в них не упоминаются конкретные персонажи чужих вселенных, не описываются сюжеты из них же. То есть для того, чтобы понять текст песни, не нужно никакой подготовки: слушатель может просто включить музыку и наслаждаться прекрасным голосом певицы и историей, которую ему рассказывают. Это выгодно отличает творчество Green Apelsin от, к примеру, Канцлера Ги: неподготовленный слушатель быстро запутается в именах упоминаемых героев и реалиях мира «Отблесков Этерны», а потом или переключит плеер, или пойдёт читать книгу на много томов. Может показаться, что этот факт делает песни Green Apelsin полностью оригинальными, но это не совсем так: самые прослушиваемые из них базируются на растиражированных мотивах поп-культуры, и поэтому обращены к чрезвычайно широкой аудитории.

«Проклятие русалки» — песня из первого альбома Green Apelsin под названием «Северный ветер», который вышел в 2021 году. Она повествует о девушке, сбежавшей из-под венца и, по несчастью, оказавшейся у пиратов. Пиратская тема стала любимой у многих зрителей, читателей и слушателей благодаря кинофраншизе «Пираты Карибского моря» и последовавшим за ней продуктам — сериалу «Чёрные паруса», видеоигре «Assassin’s Creed IV: Black Flag», интерактивной новелле «Паруса в тумане». Поистине многочисленная фанбаза этих произведений и есть целевая аудитория песни «Проклятие русалки». Однако было бы глупо и несправедливо обвинить песню в паразитировании на популярной тематике: во-первых, образ лирической героини в песне Green Apelsin обнаруживает следы влияния как западноевропейской, так и восточнославянской традиций, что создаёт диалог культур. Во-вторых, поэтическая техника Green Apelsin, по сравнению с творчеством её коллег по жанру, кажется высокой и достаточно оригинальной: почти во всех текстах, в том числе в «Проклятии русалки», используются внутренние рифмы, причём, не только глагольные, свойственные многим песням («По вине судьбы жестокой в судно с чёрным флагом / Взгляд бросая одинокий, пробралась к пиратам»).

Сходным образом построена и другая известная песня артистки — «Охота на лисицу», вышедшая в том же альбоме, что и «Проклятие русалки». В её основе лежит популярный образ из японской культуры, представленной в массовом сознании через аниме и мангу, — загадочная кицунэ, лиса-оборотень. Как и во всех песнях Green Apelsin, текст полон ярких, но простых образов: «далеко, в той стране, где всходит солнце», «зубы крепче, чем металл», «сведут с ума, дорожкой в гроб ведут ресницы», — и все они направлены на стилизацию, попытку воссоздать средневековую Японию в воображении слушателя.

Сюжеты этих двух песен тоже очень схожи: в основе обоих лежит мотив женской мести за страдания, которые причинили мужчины. В первом случае это насилие, во втором — предательство. Прекрасный экзотический антураж, колоритная лирическая героиня, обуянная страстями, и ужасный финал — всё это, наряду с фольклорными мотивами, классические приметы баллады. Поэтому мы не можем не вспомнить Жуковского, чьему творчеству, осознанно или нет, наследует Green Apelsin. Под фольклорной формой песен спрятано осмысление проблем во взаимоотношениях полов как на личном, эмоциональном, так и на социальном уровне. Вне зависимости от отношения к данному вопросу, отметим, что Green Apelsin — талантливая молодая поэтесса и певица фолк-рока, чьё творчество выходит за рамки поп-культуры и текстоориентированных песен и, безусловно, заслуживает внимания.

декабрь 2022