Без огранки

О повести В.В. Михайлова «Жизнь в борьбе»

Повесть «Жизнь в борьбе» В.В. Михайлова — это мемуары с элементами жанра автофикшн, написанные учёным в 1980-х годах. Автором был запланирован масштабный труд, который должен был стать своеобразным художественным итогом жизненного пути. Сохранившаяся книга «Наш сад»[1] охватывает детские годы главного героя, выпавшие на 1903–1912 гг.

Витя растёт в дворянской семье и воспитывается в духе времени: гувернантка-француженка, иностранные языки, чтение, гимнастика. Мальчик проводит вечера с семьёй, довольствуется узким кругом друзей и любит играть в большом фруктовом саду родительского поместья. Сад — центральный образ повести, который объединяет героев. Нежные чувства к сестре и детские влюблённости Вити так или иначе связаны с безусловной любовью к саду: сидя на фруктовых деревьях, Витя уносится на крыльях фантазии, в ветвях старой мушмулы устраивает многочисленные тайники, забота о саде сближает мальчика с его дедушкой, недавно потерявшим горячо любимую жену Герту, к грушевым деревьям Витя ревнует многочисленных подруг сестры, бесцеремонно стряхивающих плоды на землю, о саде вспоминает во время прогулок по паркам Ранченьо и Пратер.

Приключенческая литература и фантастика полностью определяют досуг мальчика: Витя играет в Тома Сойера, а после появления Кометы Галлея (1910) уносится на Марс в воображаемом звездолёте. «Этот мальчик — необычайный изобретатель!» — замечает о Вите дедушка. Неиссякаемая фантазия, самоуверенность и настырность — пожалуй, основные черты характера главного героя. Витя окружён женским вниманием, постоянно влюблён — и по-детски чистые чувства, которые он дарит то одной, то другой даме сердца, в какой-то момент становятся сюжетообразующей линией. Вите в целом свойственна не только сконцентрированность на своих переживаниях, но и чуткость к окружающему миру (отношения с одноклассником из совсем другой среды, интерес к странной девочке-виденью, проникающей в его сад), что отчасти сближает его образ с Чиком Ф. Искандера.

Родители Вити решают переехать в Вену, и, благодаря любопытству и цепкой наблюдательности мальчика, и без того увлекательное путешествие наполняется деталями быта, описаниями природы, названиями городов, улиц и достопримечательностей. Витя не скрывает своего интереса к техническим достижениям эпохи: особенно его внимание приковывает железная дорога, которую, что бы ни происходило вокруг, взгляд мальчика раз за разом выхватывает из пейзажа. За границей же Витя впервые видит автомобиль, на даче в Левико ездит на озёра, катается на лодке и изучает местные фиакры.

«Жизнь в борьбе» — это автобиографическая повесть, впитавшая в себя авантюрные сюжеты Майн Рида, Марка Твена и Фенимора Купера. Пожалуй, самой сильной стороной текста является непосредственность, с которой автор, рисуя главного героя, воспроизводит атмосферу эпохи — просто и естественно, без нарочитой детализации и неестественной фокусировки во имя прорисовки далёкого от современного читателя мира. Безусловно, стиль текста нельзя назвать идеальным: авторское присутствие выдают как фактические ошибки, отмеченные публикатором, Марией Викторовной Михайловой, в комментариях, так и речевой портрет Вити, который к 9 годам обладает энциклопедическими знаниями в области астрономии, порой изъясняется наукообразными фразами. Художественная редактура, сгладив углы, приблизила бы повесть к современному читателю, но и убила бы эту непосредственность восприятия. Нам же с Марией Викторовной хотелось сохранить и передать алмаз без огранки, в его первозданном виде. Возможно, время для художественной шлифовки, вплетения этого архивного материала в другой, параллельный сюжет, как это модно делать сейчас при сборке современных романов, когда-нибудь наступит. Хочется верить, что текст с увлекательным сюжетом и яркой культурологической основой найдёт своего читателя, а эта публикация станет лишь первым шагом на пути к его дальнейшему осмыслению.

Повесть приводится с минимальными редакторскими правками. Комментарии к тексту были написаны М.В. Михайловой и Еленой Гриб.


[1] Интересно, что в 1966 г. писательницей Галиной Николаевой, работавшей в русле соцреализма, во многом утвердившей его каноны (хотя и поколебавшей его устои в романе «Битва в пути»), была опубликована книга лирических новелл и мемуарных заметок под названием «Наш сад» (М., «Советская Россия»), где она дала себе волю не работать в парадигме социалистических мифологем и идеологем.

Жизнь в борьбе • Литературный журнал НАТЕ (nate-lit.ru)

Мария Тухто
магистрант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова