Вступительное слово

Пятый номер «Нате» получился довольно разнообразным в тематическом, жанровом и стилистическом планах. Внутри собраны работы авторов разных возрастов: от выпускников школ до представителей старшего поколения, от начинающих писателей, поэтов и литературных критиков до признанных мастеров слова.

Пятеро из восьми опубликованных в номере поэтов и поэтесс юные. При этом важно отметить, что по насыщенности образного ряда, сложности аллюзий и реминисценций, мастерстве, с которым поэты и поэтессы обыгрывают темы города, детства и взросления, мотивы одиночества и его преодоления, осмысляют темы природы и искусства, жизни и смерти, обращаются к вневременному и преходящему, — их творчество едва ли уступает таким мэтрам современной поэзии, как Владимир Коркунов, чья стихотворная подборка завершает поэтический раздел. Лейтмотивная техника и ритмическая сложность, смелое сочетание традиционного стихосложения с экспериментальными формами, обращение к мифологии разных народов и синэстезия нескольких видов искусств — всё перечисленное усиливает ощущение со-присутствия и искренности переживаемых лирическими героями и героинями чувств.

Не меньшее разнообразие отличает и прозу. Авторы обращаются к современности и воспроизводят события XX века, описывают дореволюционный быт Российской империи и национальные традиции Грузии. Наряду с традиционной реалистической прозой, в журнал вошли произведения, в которых отчётливо наблюдаются признаки «вторичной условности»: элементы фантастики, абсурдизма, гротеска. Так, в рассказе «Филькина круча» мифологический, легендарный сюжет разворачивается на фоне исторических событий; онейрическое и бытовое пространства двухкомнатной квартиры на улице Кирова, в котором существует герой рассказа «Человечек, которого я сделал сам», сменяют и дополняют друг друга, образуя своеобразный детектив абсурда. Рядом с короткой, написанной в сказовой манере Зощенко новеллой «Оскорбление разума» расположен мрачный, выдержанный в платоново-мамлеевском гротескном тоне рассказ «Дичь».

В разделе «Эссе, рецензии и статьи» представлены работы Татьяны Соловьевой, Анны Нуждиной, Ивана Родионова, Елены Нещерет, Елизаветы Парамоновой, Дарьи Лебедевой, Анастасии Лобацковой, Анны Исениной и Ольги Лишиной. Авторы как выбирают объектом своего анализа отдельные тексты и отдельных авторов (например, рецензия Е. Нещерет на роман Ромы Декабрева «Гнездо синицы», статья Е. Парамоновой об Андре Асимане), так и рассуждают о современной литературе и литературоведческих вопросах в целом: Татьяна Соловьева — о категории времени в современной прозе, Анна Нуждина — о литературном каноне и филологии как науке.

Мария Тухто

Главный редактор

Отдельно сто́ит отметить оформление пятого номера. Работая с цветами, мы вдохновлялись примерами прошлого, при этом стремились избежать копирования. Обложка пятого номера выглядит современно, но при этом в ней можно увидеть, в частности, отголоски джазовых плакатов 50-х годов, а минимализм деталей даёт зрителю возможность самому достроить связь обложки с содержанием журнала. Сами иллюстрации создавались таким образом, чтобы в совокупности они производили цельное впечатление как некий совокупный образ.

В итоге августовский номер стал по-настоящему живым и осязаемым. К текстам хочется прикоснуться: потрогать шершавые страницы, прихлопнуть муху и разогнать облака. Динамика неровных линий и цветовые акценты ломают шаблонные представления о классическом литературном журнале со строгим академичным оформлением. Яркими всполохами ложатся иллюстрации на чёрно-белые фотографии, смешиваясь и превращаясь в ритмичную композицию. «Нате», как август, замешивает новую палитру красок: сочетает землянисто-травяные оттенки с яркими жёлтыми красками, к привычным летним зеленым добавляет алеющую сентябрьскую грусть. Этим мы обязаны иллюстраторам.

Дизайнер, иллюстратор

15.08.2023

Мария Тухто