Подберезовик

пьеса в 3 действиях

Автор: Антон Сокорнов
Иллюстрация: Виктор Лукьянов
Действующие лица:

ЧЕЛОВЕК — просто человек в черном пальто.

КРОТ — Арсений.

АВГУСТИНА — девушка в юбке.

СЛЕДУЮЩИЙ — за кротом и Августиной.

МАТЬ — как она есть.

РЕБЕНОК БЕЗ РУК — ее ребенок.

РЕБЕНОК С РУКАМИ — он же.

ГЕРАКЛИТ — Гераклит Эфесский, древнегреческий философ, создатель первой исторической или первоначальной формы диалектики; в черной тоге.

БЕРЕЗА — дерево.

ГОЛОВА — голова Человека.

Одуванчики, голоса, ветер.

ДЕЙСТВИЕ 1

Степь, дерево.

Человек в черном пальто восторженно слезает с дерева. Хоть это и неудобно: его ботинки периодически скользят по влажной осенней коре — но он всё-таки успешно слезает. После чего вдруг все чувства радости, возбуждения и легкого головокружения покидают Человека, а на смену им приходит апатия. Человек садится на траву, усеянную павшими листьями, и медленно втягивает запах осени. Самонадеянно было залезть на дерево. Что он хотел этим доказать? Что даже в пальто и без перчаток он в состоянии залезть на дерево, пусть и не высокое? А главное: перед кем он хотел покрасоваться? Ведь до самого края горизонта расстилается степь. Дует ветер вперемешку с водяной взвесью.

ЧЕЛОВЕК (шепотом). Ни-ко-го. (Встает.) Эй! (Складывает ладони рупором и кричит куда-то на северо-запад.) Есть кто на горизонте? Никого. Я совсем один. Что это за дерево? (Обходит его стороной.) Береза.

КРОТ. Простите?

ЧЕЛОВЕК. Вы кто?

КРОТ. Меня зовут Арсений, извините, что напугал!

ЧЕЛОВЕК. Но вас же тут не было!

КРОТ. Да, верно, я слез с дерева только что. Примерно двадцать минут назад.

ЧЕЛОВЕК. Я вас не видел!

КРОТ. Да, всё верно. Просто вы спали, а потом молились, вот и не заметили.

ЧЕЛОВЕК. Молился?

КРОТ. Да, вы сложили ладони рупором и закричали далеко на… северо-запад.

ЧЕЛОВЕК. Это, по-вашему, молитва?

КРОТ (пожимает плечами). Да я как-то не знаток религии. Она не дает нам ответа.

ЧЕЛОВЕК. Ответа на что?

КРОТ. На вопрос, как вы забрались на дерево.

ЧЕЛОВЕК. А вы как?

КРОТ. А я раньше часто жил на этом дереве.

ЧЕЛОВЕК (недоверчиво). Да ну!

КРОТ. Да, а иногда под ним. Вообще-то, преимущественно под ним. Но в дождь, когда мои ходы затопляло, я забирался наверх.

ЧЕЛОВЕК. Сейчас топило?

КРОТ. Нет, сейчас я просто слез с дерева.

ЧЕЛОВЕК. Погодите, забрались-то вы как?

КРОТ. А я всегда жил наверху.

ЧЕЛОВЕК (раздраженно). Так, послушайте! Что вы говорите ерунду? То вы в корнях живете, то наверху. Определитесь уже, в конце концов!

Крот исчезает под порывом ветра. Человек обходит вокруг дерева, смотрит вниз и вверх, не понимает, куда пропал Крот.

АВГУСТИНА. Он часто так делает.

ЧЕЛОВЕК. Вы кто такая?

АВГУСТИНА. Я Августина. А Арсений вас просто обманул.

Августина садится под дерево, где некогда сидел Человек, широко расставив ноги и прислонившись к березе спиной. Ее юбка небрежно сложилась, обнажая белые ноги.

АВГУСТИНА. На самом деле Арсений — крот. Потому он и живет под берёзой.

ЧЕЛОВЕК. Крот-подберезовик? Час от часу не легче! А вы-то сами кто?

АВГУСТИНА. Я сказала — Августина.

ЧЕЛОВЕК. Да, а я пушистый шарик бытия! Как вы сюда попали?

АВГУСТИНА. Я тоже слезла с дерева.

ЧЕЛОВЕК (вскипая). Но я был на этом дереве! И когда я на нем был, ни вас, ни Арсения, там не было! Дерево очень тонкое и невысокое.

АВГУСТИНА. Дерево огромное. Оно словно вертикальный кит. На его спине хватит места всем.

ЧЕЛОВЕК (успокаиваясь). Глупое сравнение.

АВГУСТИНА. Вы глупый.

ЧЕЛОВЕК. Давайте не будем обзываться! Ладно, допустим, вы действительно слезли с дерева. Зачем? Какие у вас дальнейшие планы?

АВГУСТИНА (смотрит на степь отрешенно). А какие тут могут быть планы?.. Плыть по ветру.

ЧЕЛОВЕК (усмехаясь). Чтобы плыть по ветру, нужно быть бабочкой или паутинкой или пушинкой одуванчика, в конце концов!

АВГУСТИНА (улыбается). Спасибо вам за прекрасную идею!

Голова Августины превращается в белоснежный и пушистый шарик бытия, отрывается от тела, бескровно и легко, взрывается тысячью нежных пушинок и уносится в степь. Тело утоньшается, вянет, желтеет, коричневеет, чернеет, ломается, как спичка, впитывается почвой.

ЧЕЛОВЕК (ошарашенно). Так вот оно как происходит…

СЛЕДУЮЩИЙ. Как происходит? Вы кто?

ЧЕЛОВЕК (уже спокойно). А вы кто? А, я, кажется, догадался, вы слезли с дерева! Вы следующий!

СЛЕДУЮЩИЙ (негодуя). Что-о-о? Следующий за кем? Не-е-ет! Я занимал раньше, я был раньше вас! Я не уступлю своей очереди! Я здесь уже минут двадцать как торчу! Жду, когда… дадут.

ЧЕЛОВЕК. Что дадут?

СЛЕДУЮЩИЙ. Да хоть что! Мне что много надо? Я вот тут стою, а очередь идет. Вы за мной. А кто перед вами был?

ЧЕЛОВЕК (пожимая плечами). Был крот Арсений и одуванчик Августина.

СЛЕДУЮЩИЙ. Мать честная! Так моя ж очередь подошла! Посторонитесь!

Нетерпеливо толкает Человека в сторону, заходит за березу. С другой стороны вываливается куча сырого мяса.

ЧЕЛОВЕК (испуганно). Бляха! Что это за мать вашу?!

МАТЬ. Не кричите, пожалуйста! Тут дети.

РЕБЕНОК БЕЗ РУК. Мама! А что такое «бляха»?

МАТЬ. Вот видите, что вы наделали!

ЧЕЛОВЕК. П-простите, просто тут человек стал мясом!

МАТЬ. Ой, как хорошо! Давно пора. А всё жду, когда свежее мясо появится! О, мой огорченный сын! Из этого мяса будут тебе руки.

Так

и

случается.

ЧЕЛОВЕК (собравшись). Извините, сударыня мать! Можно поинтересоваться?

МАТЬ. Да, конечно, добрый Человек!

ЧЕЛОВЕК. А что здесь вообще творится?

МАТЬ (удивленно оглядывается). Ну, как что? Поле, береза стоит.

ЧЕЛОВЕК. Да, я понимаю, но смотрите: все слезают с этого дерева, а потом тем или иным образом пропадают.

МАТЬ. Ничего подобного! Я вот не слезала!

РЕБЕНОК С РУКАМИ. А я слез!

МАТЬ. Вот оно нынешнее поколение! Лишь бы по деревьям лазать!

Ребенок с руками смеется, его смех теряется где-то в степи, как, собственно, и сам ребенок.

МАТЬ. Ой! Час от часу не легче! Мой торжествующий сын потерялся!

ЧЕЛОВЕК. Вот видите, сударыня мать, я же говорил вам!

МАТЬ. И что теперь делать? Где его искать в этой пустынной степи?

ЧЕЛОВЕК. Степь то пустынная, да все в ней куда-то деваются.

МАТЬ. Ну, и что вы тогда стоите?

ЧЕЛОВЕК. Да я уж лучше буду стоять, нежели внезапно стану одуванчиком или ветром.

МАТЬ. Что вы за глупости говорите! Человек не может стать ветром!

ЧЕЛОВЕК. А вот господин перед вами стал мясом.

МАТЬ. Это другое дело! Все мы мясо, мясом рождаемся и мясом помираем.

ЧЕЛОВЕК (поразмыслив над этими словами). А потом?

МАТЬ. Что потом?

ЧЕЛОВЕК. Потом что мы делаем? (Догадываясь.) Может, все мы слезаем с дерева жизни, перед тем, как… Может, мы с вами, сударыня мать, в Чистилище?

МАТЬ. У вас руки грязные!

ЧЕЛОВЕК. С дерева слезал.

МАТЬ. И ноги!

ЧЕЛОВЕК. Да, но я говорю про Чистилище — знаете, это место такое перед адом или там… раем.

Слышится смех ребенка.

МАТЬ. Ой, мой причудливый сын рядом! (Человеку.) Хватит ерунду говорить! Поле и береза — что вам еще нужно?

Мать неслышно убегает внутрь степных трав. Какое-то время Человек стоит в одиночестве, словно чего-то ждет. Потом заходит за березу и выпрыгивает. Ничего не происходит. Он пытается прыгнуть и машет руками, как крыльями. Тот же результат. Он начинает наигранно хохотать. Он хочет все громче и громче, к его голосу примешивается голос ребенка, с востока прилетает пух одуванчиков, всё больше и больше, словно все дети мира единодушно подули в эти хрупкие тельца растений. Свет медленно гаснет, Человек успокаивается, сипло дышит в тишине и тьме.

КОНЕЦ 1 ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ 2

Человек снова и снова пытается залезть на дерево. Его ботинки скользят, рукам постоянно не за что зацепиться, в глаза то и дело попадают частички коры или мха.

ГЕРАКЛИТ (поправляя тогу). Нельзя залезть на одно и то же дерево дважды!

Человек прекращает попытки залезть на дерево, тяжело дыша, смотрит на Гераклита.

ЧЕЛОВЕК. Здрасьте!

Гераклит величественно кивает головой.

ЧЕЛОВЕК (отдышавшись). А слезать можно?

ГЕРАКЛИТ. Слезать можно. Мы всё время слезаем с дерева.

ЧЕЛОВЕК. Ну, хорошо. А куда потом все исчезают?

ГЕРАКЛИТ. А кто есть все?

ЧЕЛОВЕК. Ну, (загибает пальцы) Арсений, Августина, этот, следующий за ними, мать с ребенком. Теперь вот вы ещё. Появились с дерева, потом исчезнете. Как вас, кстати, зовут?

ГЕРАКЛИТ. Гераклит Эфесский.

Человек поднимает брови. Обходит Гераклита со спины.

ЧЕЛОВЕК. От оно что… Но, позвольте, вы же мертвы как тыщу лет!

ГЕРАКЛИТ (оскорбившись). Да как вы смеете! Я на вас пожалуюсь Луцию!

ЧЕЛОВЕК (кивает головой). Да. Это подтверждает мою гипотезу, что я в Аду! Ну, или в Чистилище.

ГЕРАКЛИТ. Вздор! В Чистилище не так, был я там.

ЧЕЛОВЕК. Ага! Попались! Сами признались, что умерли!

ГЕРАКЛИТ. Смерть тела — ничто!

ЧЕЛОВЕК. Да не скажите! Мне вот как-то не по себе от мысли, что я мертв.

ГЕРАКЛИТ (оглядывает Человека). Вы не мертвы!

ЧЕЛОВЕК. Тогда где я?

ГЕРАКЛИТ. Как где? Вот поле, посреди него стоит берёза.

ЧЕЛОВЕК. И вы о том же!

ГЕРАКЛИТ. А что, так уже кто-то говорил?

ЧЕЛОВЕК. Да, одна несчастная мать.

Молчат.

ГЕРАКЛИТ. Хочу в свою очередь поинтересоваться, а вы сами кто?

ЧЕЛОВЕК. Я?

ГЕРАКЛИТ (иронично). Из всех присутствующих я обратился именно к вам.

ЧЕЛОВЕК. Ну. (Пауза.) Я это я. (Пауза.) Я слез с дерева и теперь не могу…

ГЕРАКЛИТ. Верно! Но кто есть вы?

ЧЕЛОВЕК. Озадаченно уходит за березу. Резко выбегает из-за нее. Непонимающе комментирует все свои действия. Делает шаг назад. Испуганно взмахивает руками. Пываиффя вавыфь вефе рот. Ай! Кусает свою ладонь! Теряет дар речи!

ГЕРАКЛИТ. Отрешенно наблюдает за тем, как в попытке ответить на достаточно простой вопрос Человек принялся комментировать свои действия.

ЧЕЛОВЕК. Хаотично мотается из стороны в сторону, подбегает к Гераклиту, пытается задать ему вопрос, но всё что он может, это повторять описание своих действий!

ГЕРАКЛИТ. Предлагает успокоиться и покориться текущему состоянию вещей.

ЧЕЛОВЕК. Человек неровно дышит, исступленно смотрит на Гераклита!

ГЕРАКЛИТ. Прохаживается в позе ментора вокруг березы и Человека. Смотрит с прищуром на его грязную одежду.

ЧЕЛОВЕК. Пытается выровнять дыхание.

КРОТ. Неожиданно появляется из ниоткуда.

          ЧЕЛОВЕК.                                                        ГЕРАКЛИТ.

Удивленно смотрит на Крота.                   Удивленно смотрит на Крота.

ГЕРАКЛИТ. С приветственным жестом отдает поклон.

ЧЕЛОВЕК. Пытается задать очередной вопрос, но вместо этого… Опять!.. Замолкает.

КРОТ. Усмехается. Подходит к Человеку и знаками показывает ему, что нельзя одновременно говорить и комментировать произносимое.

ЧЕЛОВЕК. Озадаченно смотрит на Крота. Затем возбужденно вскидывает руку и неприличным жестом показывает, что он, кажется, и так это понял!

КРОТ. С улыбкой на лице удовлетворенно кивает.

ЧЕЛОВЕК. Выражает обеспокоенность и непонимание происходящего. Он выжидающе молчит.

Пауза.

КРОТ. Поднимает палец вверх.

ЧЕЛОВЕК. Поднимает голову, следя за направлением пальца крота. Непонимающе пожимает плечами.

КРОТ. Исполняет танцевальную пантомиму, смысл которой сводится к тому, что существует тысяча способов описать свою речь, не произнося слова непосредственно.

ЧЕЛОВЕК. Задумчиво кивает головой, затем начинает отплясывать… Присядку!.. своим танцем… задавая… вопрос… почему… теперь все… говорят… так?.. Разводит руки в стороны, закончив танец. Тяжело дышит…

КРОТ. Крутит пальцем у виска, намекая, что больно сложный танец ты, брат, выбрал для описания своих мыслей.

ГЕРАКЛИТ. Принимает торжественную позу, собираясь поделиться с окружающими нахлынувшей на него идеей. После чего…

Гераклит исчезает.

КРОТ. Всегда так.

ЧЕЛОВЕК. Непонимающе. В смысле… Я теперь нормально говорю?

КРОТ. Да. С ним всегда проблемы. Гераклит — достаточно старая версия.

ЧЕЛОВЕК. Версия чего? Версия чего? Программы? Я в компьютерной программе?

КРОТ. Да нет! Версия всего.

ЧЕЛОВЕК (раздражаясь). Нет, ты мне на всё ответишь! Что здесь творится? (Хватает крота и начинает трясти.) Кто ты такой? Кто вы все такие? Что это за дерево? Что происходит?

Крот превращается в черный бархатный пиджак. Человек со злостью кидает его на траву и начинает топтать. С дерева падает яблоко.

ЧЕЛОВЕК (вверх). Это береза!

БЕРЕЗА. СКУШАЙ ЯБЛОЧКО.

Человек хватается за голову и убегает за левую кулису сцены. Появляется ребенок. Подбирает яблоко, садится под деревом и начинает есть. Из-за правой кулисы сцены выбегает Человек.

ЧЕЛОВЕК. Закольцовано. (Видит ребенка.) Тебя я знаю! Ты Ребенок с руками.

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Верно. Я ем яблоко, добрый человек.

ЧЕЛОВЕК. Ладно, ешь.

Подходит к ребенку, садится рядом, гладит его по голове.

ЧЕЛОВЕК. Ешь-ешь. Послушай. (Берет ребенка за плечи, смотрит ему в глаза.) А ты вообще понимаешь… происходящее?

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Разумеется!

ЧЕЛОВЕК. Тогда скажи мне, пожалуйста, что происходит? Где мы?

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Здесь поле…

ЧЕЛОВЕК. Да-да, и береза!

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Ага! И яблоко. (Жует.) Вкусно.

ЧЕЛОВЕК. Хорошо. Почему на березу нельзя залезть?

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Она высокая.

ЧЕЛОВЕК (подумав). А почему можно слезть?

РЕБЕНОК С РУКАМИ. Земля помогает.

ЧЕЛОВЕК. Куда все пропадают?

РЕБЕНОК С РУКАМИ. А им надоело.

ЧЕЛОВЕК. Что надоело?

РЕБЕНОК С РУКАМИ (доедая яблоко). Всё. Я поел.

Ребенок ложится на траву и превращается в камень. Он спит под деревом окаменело. Словно черный забытый сон.

ЧЕЛОВЕК (долго глядит на камень). Я уже сам хочу окаменеть! Скончаться, сном забыться. Я уже забыл имя свое, забыл весь свой путь… Мы ляжем с тобою ветер на этот камешек смерти.

Человек ложится на камень и закрывает глаза. Свет медленно гаснет.

КОНЕЦ 2 ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ 3

Человек спит на траве под деревом, обнимая Августину. Она просыпается, медленно снимает его руку, боясь разбудить. Потом встает, снимает туфли и начинает кружиться босиком вокруг дерева по траве. Затем садится к Человеку, гладит его волосы.

АВГУСТИНА. Ты никогда ничего не поймешь. Твой удел вечно плыть по ветру.

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА (надмирно). Почему? Почему сон и явь? Почему береза и поле? Почему ты и я? Почему день и свет? Почему ночь и тьма?

АВГУСТИНА (встает и начинает кружиться). Почему пух и ветер? Почему веселье и радость? Почему полет и солнце?

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Почему стебель и гниль?

АВГУСТИНА. Почему корни и вода? Почему руки и ветви?

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА. Почему вопросы и безмолвие?

АВГУСТИНА. Почему счастье от жизни?

ЧЕЛОВЕК. Почему есть смерть?

АВГУСТИНА. Почему не было смерти? Никогда-никогда! Никогда-никогда!

Августина закручивается в танце, и ее хрупкое женское тело уносит сильный порыв ветра. Человек просыпается. Он ищет камень, но находит туфли Августины. Он кладет их под дерево. Рядом на траве видит истоптанный пиджак Арсения. Человек поднимает пиджак — оказывается, что это ростовой костюм крота. Надевает, поправляет лапками усы.

ЧЕЛОВЕК (в зал и немножечко вверх). Я Крот. Меня зовут Арсений. Я живу под деревом.

Ищет вход, встает на колени, начинает рыть землю.

МАТЬ. Так руки ещё грязнее станут! Только посмотрите на него, честные люди! Львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, журавли, майские жуки! Вот вам и крот! Костюм напялил, будто ему шесть лет!

БЕРЕЗА. ОН РАСКАПЫВАЕТ МОИ КОРНИ.

МАТЬ. Молодой Человек! Я с вами разговариваю!

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА (вне его тела). Я никого не слушаю, я хочу докопаться до сути.

БЕРЕЗА. МНЕ ХОЛОДНО.

МАТЬ. Что вы делаете? Ей же холодно!

АВГУСТИНА (появляется из-за березы и подбирает свои туфли). Пречистая мать! Пусть попробует! Скоро всё станет на места.

Мать и Августина исчезают. Просто как точки после этих слов. Человек пытается докопаться до корней, но вместо этого находит копию самого себя — свою голову. Он садится под березой, держа голову в руках. Смотрит ей в свои/ее глаза.

ГОЛОВА. Я знаю, что у тебя есть вопросы. Но чем дальше ты копаешь, тем больше их будет.

ЧЕЛОВЕК. Твои предложения?

ГОЛОВА. Можно я прочту стихи?

ЧЕЛОВЕК (пожимает плечами, ставит голову на траву). Давай.

ГОЛОВА (декламирует).       Я помню прозрачность воды моря.

Я вижу прозрачность горящего газа.

Стань сердцем, бейся в моем теле.

Я стану кровью.

ЧЕЛОВЕК. Это глупые стихи.

ГОЛОВА. Ты глупый.

ЧЕЛОВЕК. Ох, да. Я очень глупый! И самая главная моя глупость, что я не могу с этим смириться!

Человек смотрит на восток.

ГОЛОВА. Почему ты не ветер?

ЧЕЛОВЕК (подумав). Потому что… тяжелый?

ГОЛОВА. Почему ты не мертвый?

ЧЕЛОВЕК. Потому что… дышу?

ГОЛОВА. Почему ты несчастлив?

ЧЛОВЕК. Я не знаю.

ГОЛОВА. Если бы ты был счастлив, ты бы знал это?

Человек садится на траву, берет Голову в руки.

ЧЕЛОВЕК. Я закопаю тебя обратно.

ГОЛОВА. Я лягу в почву и стану гифом. Я напитаю корни дерева соком своих мыслей. Мое Отечество. Аминь.

Человек снимает с себя костюм крота, заворачивает в него голову, кладет в ямку и закапывает. Сверху падает яблоко. Человек подбирает его и ест.

ЧЕЛОВЕК. Допустим, я часть этого дерева. Тогда неважно, что вокруг.

Человек ложится под дерево и становится его корнем. Он закрывает глаза. Теперь он стал частью дерева. Августина плачет от счастья и улетает. С дерева падает яблоко, ребенок подбирает его и ест. Он становится камнем. Крот появляется в новом коричневом бархатном пальто, отводит Гераклита за кулисы. За ними спешит Следующий в надежде на дармовщину. Приходит беременная мать. Она медленно кружится в каком-то вальсе. Она счастлива. Августина прилетает, словно облако или пушистый шарик бытия. Звучит музыка ветра. В конце все покидают сцену, все исчезли, только голая степь кругом.

Человек слезает с дерева. Хоть это и неудобно: его ботинки периодически скользят по влажной осенней коре — но он всё-таки успешно слезает. После чего вдруг все чувства радости, возбуждения и легкого головокружения покидают Человека, а на смену им приходит апатия. Человек садится на траву, усеянную павшими листьями, и медленно втягивает запах осени.

ЧЕЛОВЕК. Я спал, а потом молился. И всё равно никого. (Шепотом.) Ни-ко-го. (Пауза, встает.) Эй! (Складывает ладони рупором и кричит куда-то на северо-запад.) Есть кто на горизонте? (Говорит всё тише и тише.) Никого. Странно. Что это за дерево? (Обходит его стороной.) Это клен…

Пока звучит монолог Человека, свет медленно гаснет. Звуки ветра. Осень.

КОНЕЦ

19.12.2023